Какие должны быть характеристики у микрофона. Выбираем микрофон для компьютера

05.04.2024

Микрофоны, доступные на рынке сейчас – довольно сложные и высокотехнологичные устройства. Роль микрофонов в наши дни сложно переоценить – они используются повсеместно, и представить наш повседневный быт без них будет непросто. За сотню лет развития устройства сохранились конструктивные черты, объединяющие современные микрофоны с их предшественниками.

Первый угольный микрофон был изобретён в 1856 году французом Дю Монселем, и основывался на эффекте изменения у графитовых электродов сопротивления при изменении площади соприкосновения проводников. В 1880-ых годах конструкция была усовершенствована и воплощена в жизнь Томасом Эдисоном– он использовал вместо графитовых стержней угольный порошок (до сих пор встречается в аналоговых телефонных аппаратах).

В 1916 году был изобретён первый конденсаторный микрофон – инженер Эдуард Венте использовал в нём для преобразования звуковых волн в электрический сигнал принцип изменения ёмкости, а не сопротивления.

Японский учёный Ёгути в начале 20-ых на основе того же принципа создаёт первый электретный микрофон.
И, наконец, в 1924 году немцы Гервин Эрлах и Вальтер Шоттки создают первую модель динамического микрофона, который работает гораздо качественнее угольного, а по электрическим свойствам превосходит конденсаторный.

Долгое время микрофоны были довольно дорогими. Картина изменилась с появлением полевых транзисторов, позволяющим создавать эффективные, миниатюрные и лёгкие микрофоны.
Сегодня промышленное производство микрофонов достигает цифр в десятки миллионов в год, а разработкой и продажами занимается множество крупных брендов.

Область применения микрофона

Самое первое, с чем стоит определиться при выборе микрофона – область его применения. От этого будет зависеть оптимальный выбор – например, для общения по сети вам вряд ли понадобится вокальный микрофон. Можно выделить четыре типа по области применения.

· Вокальные микрофоны . Также иногда называются эстрадными. Чаще всего имеют привычный в глазах потребителей дизайн – ручка с ветрозащитной сеткой. Происходит это из-за необходимости унифицировать продукцию – такие микрофоны должны закрепляться в стандартных стойках, к ним можно легко подобрать сменную ветрозащиту. Можно разделить на проводные и беспроводные, а также по виду исполнения на ручные и микрофоны-прищепки, цепляющиеся на одежду (подходят для речевого жанра выступлений). Наиболее универсальный и популярный вариант исполнения – ручной микрофон, он отлично подходит для караоке.

· Микрофоны для конференций . Обладают удобным для конференций настольным типом исполнением – имеют подставку, или целиком выполнены в виде «тарелки».
· Общение по сети . Микрофоны для общения обычно более дёшевы, поскольку не требуют максимального качества звукопередачи. Представлены в основном настольным типом исполнения и типом «прищепка » для удобного крепления на одежду. Такого микрофона будет вполне достаточно для общения по Skype.

· Студийные микрофоны . Используются для записи звука в условиях студии. Обладают самым высоким качеством записи и высокой чувствительностью, а соответственно, и самыми высокими ценами. Покупка для домашнего использования тоже возможна, если вы занимаетесь записью треков или голоса.

Какой тип микрофона лучше?

Конденсаторные микрофоны

Конденсаторные микрофоны состоят, по сути, из конденсатора, одна из обкладок которого выполнена из эластичного металлизированного материала, благодаря чему подвижна, и подвергается воздействию звуковых волн. Таким образом, при её колебаниях изменяется ёмкость конденсатора, возникают переменные токи и акустические волны преобразуются в электрический сигнал.

Эти микрофоны отлично подойдут для студии, благодаря наиболее чистому и качественному захвату звука. Но обладают и рядом недостатков – они очень чувствительны к окружающей среде, реагируют на влажность, температуру, расстояние до источника звука и общую зашумлённость пространства. Так что в студии, при стационарном использовании для звукозаписи получится раскрыть положительные качества микрофона и избежать отрицательных. Если вы всё-таки хотите приобрести такой микрофон для домашнего использования – помните, что вам как минимум понадобится хорошая звуковая карта и усилитель с фантомными 48 Вольтами.

Преимущества конденсаторных микрофонов

· Более широкий частотный диапазон и диаграмма направленности
· Качественное и чистое звучание – благодаря большой чувствительности
· Существуют очень миниатюрные модели

Недостатки


· Нуждаются в дополнительном источнике питания – обычно требуют фантомного питания в 48В, которое есть не на всех микшерных пультах. Это налагает ограничение на области использования.
· Сложно использовать в «полевых» условиях – реагируют на изменения температуры, влажности, и тп.
· Хрупкость конструкции
· Ловит все отражённые шумы, эхо. Оборотная сторона высокой чувствительности
· Высокая стоимость

Электретные микрофоны

Электретный микрофон по устройству схож с конденсаторным. Также имеется миниатюрный конденсатор с подвижной обкладкой, предусиление сигнала осуществляется с помощью полевого транзистора. Такие микрофоны тоже требуют фантомного питания в 3 В, что уже не является проблемой для любой встроенной звуковой карты. Могут быть очень компактны.

Электретные микрофоны обладают миниатюрностью конденсаторных, но неприхотливы в использовании и дёшевы. К сожалению, при этом они не могут похвастаться хорошей передачей звука и чувствительностью, но идеально подходят для рядового пользователя с целью голосового общения (по Skype, например).

Недостатки

· Невысокое качество захвата звука
· Меньшая чувствительность

Преимущества

· Не нужен дополнительный источник питания
· Неприхотливость в использовании, малочувствителен к условиям использования
· Компактность

Динамические микрофоны

Динамические микрофоны сильно отличаются от предыдущих рассмотренных типов. В них используется принцип электромагнитной индукции – звуковые волны преобразуются за счёт токов, возникающих в катушке индуктивности, помещённой в магнитное поле и прикреплённой к эластичной мембране, колебания которой перемещают катушку.
В результате такой конструкции динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, что даёт им преимущество перед конденсаторными. Эти микрофоны также менее чувствительны к шуму, и могут хорошо работать при высоком звуковом давлении, что делает их удобными при использовании для вокала с громким, грубом тембром – в жанрах рока или альтернативной музыки, например. Также часто применяется как концертный микрофон.

Стоит выбирать, как микрофон для выступлений разного характера, или микрофон для караоке (наиболее распространённый тип исполнения – ручной микрофон). Дополнительным плюсом будет более низкая цена, чем у конденсаторных.

Недостатки:

· Уступает в качестве захвата звука конденсаторным
· Наименьший диапазон частот
· Может искажать тембр голоса

Преимущества

· Позволяют записывать громкие звуки, терпит «перегрузки»
· Менее чувствителен к шуму
· Не ловит «эхо»
· Невысокая стоимость
· Не требует дополнительного источника питания

Диаграмма направленности

Одна из главных характеристик – диаграмма направленности микрофона. Именно от неё зависит то, как микрофон реагирует на звук. Можно выделить основные 5 типов диаграмм.

· Кардиоидная диаграмма . Напоминает форму сердца, звук лучше всего снимается прямо перед микрофоном, немного хуже сбоку, и совсем не снимается сзади микрофона. Звук с боков от микрофона будет менее громок, что делает такую диаграмму удобной для записи нескольких инструментов, если вам нужно при этом выделить только один. У кардиоидной диаграмма есть эффект приближения – низкие частоты усиливаются по мере приближения микрофона к источнику звука.

· диаграмма . Имеет более узкую зону захвата спереди, по бокам – мёртвые зоны, и небольшую зону захвата сзади.
· Гиперкардиоидная диаграмма . Такие микрофоны ещё называют узконаправленными - зона захвата перед ними уже, сзади – шире, чем у суперкардиоидной диаграммы. По бока – также мёртвые зоны. Отличается тем, что хорошо захватывает удалённые звуки, при этом игнорируя шумовой фон. Важно расположение плоскости датчика к звуку – микрофон должен быть идеально направлен на источник. Такой микрофон используют репортёры, чтобы записать источник, подойти к которому близко невозможно.
· Диаграмма - "восьмёрка" . Диаграмма в виде цифры восемь, микрофон одинаково чувствителен к звуку сзади и спереди, и имеет мёртвые зоны по бокам. Используется для специализированной стерео-записи больших ансамблей инструментов, оркестров.

· диаграмма . Наиболее универсальная для широкого круга задач, воспринимает звук одинаково со всех сторон, без усиления и искажения каких-либо частот. Лучше прочих подходит для снятия звука с инструментов с широким диапазоном, для п
· Однонаправленные микрофоны - имеют зону захвата звука прямо перед микрофоном. Удобны для записи в недостаточно изолированном от посторонних звуков помещении, или для устранения акустических эффектов. Подойдут, например, для интервью на улице.

На что ещё обратить внимание при выборе микрофона?

Уровень звукового давления

Этот параметр показывает, на какой уровень громкости звуков рассчитан микрофон. Чем он выше, тем правильнее и с меньшим количеством искажений микрофон будет передавать звук.
Высокими значениями уровня звукового давление являются показатели более 90 дБ . А почти такой же шум, к примеру, производит Ниагарский водопад. Ну, или средненький рок-концерт.
Таким образом, микрофоны с высоким показателем уровня звукового давления стоит выбирать для концертной деятельности, или в любой другой области, где источник звука будет очень мощным.

Частотный диапазон

Чем шире частотный диапазон микрофона, тем качественнее микрофон будет захватывать звук. Для простой речи, для общения, достаточно будет охвата от 100 до 10 000 Гц . Для качественной записи инструментов или вокала может понадобится уже более широкий охват частот.

, вы сможете позволить себе микрофон для общения любого типа исполнения – настольный, прищепку, или ручной. Вряд ли такой микрофон будет достаточен для качественной записи речи, скорее это вариант для Skype.

Располагая суммой до 10 000 рублей , вы сможете позволить себе уже более качественный, брендовый микрофон начального уровня. Хороший вариант для караоке, любительской записи голоса/инструментов.

Микрофоны дороже 10 000 рублей будут отличаться максимальным частотным диапазоном, чувствительностью, и скорее подразумевают студийное использование, либо использование в концертной деятельности – например, микрофоны, рассчитанные на высокий уровень звукового давления. Приобретать такие модели стоит, если вы точно знаете, чего хотите от микрофона.

Подходить к вопросу выбора микрофона для записи голоса следует довольно серьезно. Особенно это касается различных студий, где используются профессиональные музыкальные инструменты. На сегодняшний день производством микрофонов занимается множество компаний, которые предлагают покупателю большой ассортимент товаров. Для того чтобы сделать правильный выбор, следует учесть множество факторов, а также прислушаться к отзывам потребителей.

Особенности студийных микрофонов

Профессиональный студийный микрофон для записи голоса от обычной модели отличает большой чувствительностью. При этом он может использоваться в различных голосовых приложениях. Дополнительно следует отметить наличие специальной технологии шумоподавления. В результате голос записывается всегда четко и без посторонних звуков.

Параметр сопротивления у устройств находится на уровне 2 кОм. При этом рабочее напряжение составляет целых 1.5 В. Средняя частота у студийных микрофонов колеблется в районе 50 мГц. Дополнительно они отличаются высокой производительностью и простой установкой.

Как выбрать хорошую модель?

Чтобы выбрать хороший микрофон для записи голоса, в первую очередь следует обратить внимание на показатель частоты. Минимальные его значения должны находиться на уровне 20 Гц. При этом максимум устройство должно быть способным выдавать частоту 18 000 Гц. Чувствительность микрофона приветствуется не ниже 33 дБ. Регулировка громкости должна быть удобной. Еще следует перед покупкой проверить работоспособность переключателя фаз.

Для комфортной записи голоса многие предпочитают выбирать модели с индикатором уровня сигнала. Чтобы звучание было чистым, требуется фильтр среза низких частот. Помимо прочего необходимо уточнить у продавца возможности поддержки устройством всех имеющихся форматов. В последнюю очередь оцениваются размеры микрофона и его подставка. Как правило, отдают предпочтение моделям с треногой. В таком случае можно не волноваться за держатель во время записи звука. Стоят в среднем микрофоны примерно 7000 руб.

Микрофоны торговой марки "Самсон"

Данная компания в основном занимается производством микрофонов конденсаторного типа. Подключаются такие устройства к любому персональному компьютеру. При этом на них могут использоваться самые разные операционные системы. Отличаются микрофоны "Самсон" высокой производительностью, пользователь может абсолютно не волноваться за драйвер устройства.

При подключении прибора он устанавливается автоматически. Индикатор уровня сигнала во многих моделях есть в наличии. Дополнительно микрофоны имеют удобные регуляторы громкости. Для студийной записи модели "Самсон" подходят идеально, и профессионалы часто отдают предпочтение именно этой торговой марке.

Характеристики "Самсон С01"

Направленность данный микрофон для записи голоса имеет гиперкардиодную. Минимальная частота этой модели составляет 30 Гц. При этом максимум устройство выдерживает 18 000 Гц. Чувствительность у микрофона отличная. В стандартный комплект производитель прикладывают стойку, держатель, а также руководство для пользователя. Начать запись голоса можно только после установки драйвера. Все основные параметры он поддерживает. Обойдется эта модель покупателю примерно за 8000 руб.

Отзывы о модели "Сенхейзер Е 815"

Многим покупателям данный микрофон понравился за возможность подавления обратной связи. При этом он имеет очень прочный корпус, который сделан из металла. Средняя рабочая частота устройства составляет 10 000 Гц. При этом минимум данный параметр может опуститься до 80 Гц. Параметр сопротивления колеблется в районе 350 Ом.

Размеры у данного микрофона следующие: высота 180 мм, а ширина 48 мм. Весит эта модель только 330 г. Помимо прочего следует отметить хорошее подавление контактного шума. Выключатель у микрофона довольно тихий. В целом модель получилась хорошей для записи вокала. Стоит она на рынке примерно 4000 руб.

Микрофон "Блу Ети"

Микрофон для записи голоса "Блу Ети" способен работать со звуком в режиме стерео. При этом он оснащен мощным встроенным усилителем. Средний уровень звукового давления составляет 100 дБ, а частота дискретизации равняется 48 000 Гц. Максимальная скорость передачи данных на персональный компьютер - 16 бит. Параметр сопротивления микрофона - ровно 20 Ом.

Выходная мощность устройства достигает 130 мВт. Использоваться программа записи голоса через микрофон может любая, потому что операционные системы "Виндовс 7" и "Виндовс Виста" поддерживаются. Габариты эта модель имеет довольно компактные: ее высота 290 мм, ширина 120 мм, а глубина 125 мм. Общий вес ее оставляет 550 г. Кабель, который есть в комплекте к микрофону, имеет длину 2 метра. Обойдется эта модель покупателю в 12 000 руб.

Микрофон Н08 компании "Суперлюкс"

Из конденсаторных микрофонов данная модель является наиболее предпочтительной. Отличается она от прочих устройств низким уровнем искажения. Дополнительно она способна похвастаться широким динамическим диапазоном. Звуковое давление выдерживается довольно высокое.

Показатель сопротивления устройства колеблется в районе 200 Ом. При этом чувствительность микрофона составляет 39 Дб. Минимум воспринимаются частоты 40 Гц. По направленности микрофон классифицируется как суперкардиодный. Общая масса его составляет 320 г. В стандартный комплект вышеуказанной модели входит крепление, адаптер, а также удобный чехол. Стоит данный микрофон для записи голоса (цена рыночная) 5000 руб.

Новая модель микрофона AKG 2000

Микрофон для записи голоса AKG 2000 больше подойдет для начинающих вокалистов. Особенностью модели является наличие фильтра-бас. С его помощью можно легко избавиться от эффекта близости. Направленность данного устройства кардиодная. Параметр частотного отклика колеблется в районе 30 Гц. Показатель динамического диапазона составляет 120 дБ, а максимальный входной уровень звука - ровно 150 дБ. На предварительном затухании модель выдает 10 дБ.

Для включения микрофона требуется фантомное питание от 10 до 50 В. Параметр выходного сопротивления равняется 200 Ом. Разъемы в этой модели производителем предусмотрены трехконтактные. Длина микрофона 159 мм, ширина 50 мм при массе в 325 г. В итоге модель получилась простой и удобной. Стоит она в магазине только 6000 руб.

Обзор модели "Инвотон М500"

Микрофон для записи голоса "Инвотон М500" является отличным выбором в соотношении цена/качество. Для домашних студий эта модель подходит хорошо. Из особенностей можно отметить легкую диаграмму. Она способна справляться с высоким уровнем звукового сигнала и это многих радует. В свою очередь частотный диапазон довольно широкий.

Основной фронтальный сигнал способен изолироваться при помощи специального фильтра. При этом посторонние звуки отсекаются и на записи не видны. Конструкция в этой модели - конденсаторного типа, а чувствительность устройства находится на отметке 37 дБ. Использоваться программа записи голоса с микрофона может любая, потому что все основные операционные системы поддерживаются. Показатель сопротивления равен целых 100 Ом. Весит эта модель в собранном виде 345 г. В стандартный набор устройства входит непосредственно микрофон, держатель, а также адаптер на стойку вместе с чехлом. Стоит эта модель в магазине 9000 руб.

Микрофон для студии "Роде К2"

Данная модель считается профессиональной и используется исключительно для записи вокала. Отличительной чертой этого микрофона является большой капсюль, который производится с позолоченной мембраной. Устройством воспринимается даже сверхнизкий уровень шума. В свою очередь динамический диапазон довольно широкий. Ламповая схема установлена класса А с двойными триодами. Всего имеется восемь диаграмм направленности. Переключатель микрофона находится непосредственно на блоке управления.

Также следует отметить очень качественный амортизирующий подвес. Помимо прочего производитель в стандартный комплект дает кейс для транспортировки. Системе защиты данная компания также уделила большое внимание. Специально от высокочастотных помех установлен фильтр. В целом данная австралийская компания зарекомендовала себя с положительной стороны, поэтому во всем мире пользуется большим спросом. Обойдется профессиональный микрофон для записи голоса "Роде К2" покупателю в 15 000 руб.

Мир микрофонов богат и разнообразен. Сегодня существует великое множество микрофонов самых разных форм и размеров. Если раньше потребитель еще как-то мог сам сориентироваться во всем многообразии предложений, то сегодня с приходом в Европу небольших малоизвестных фирм из Азии для человека, не особенно внимательно следящего за рынком и переменами на нем, приобретение микрофона может превратиться в лотерею с минимальными шансами на выигрыш. Итак, давайте для начала разберемся с тем, какие они бывают – микрофоны?
Типы микрофонов по назначению
Микрофон – штука вездесущая. В телефоне, в плеере, в диктофоне, в планшетном компьютере, в видеокамере и в фотоаппарате – во всех этих девайсах есть встроенные микрофоны. Однако нас будут интересовать микрофоны иного рода.

Эстрадные или сценические микрофоны . Микрофоны этого типа изначально создавались для определенных сценариев применения. Чаще всего эстрада в сознании рядового зрителя ассоциируется с ручными микрофонами, имеющими рукоять с капсюлем, защищенным сеткой ветрозащиты. В большинстве своем такие микрофоны имеют похожий дизайн, и проблема тут не в экономии на дизайнерских изысках, а в стремлении к унификации. Стандартного вида ручной микрофон хорошо фиксируется в стандартных же стоечных держателях, к ним с легкостью можно подобрать хорошую сменную ветрозащиту.

На фото Shure SM58-LCE – качественный и недорогой динамический микрофон для вокала. Популярная модель.

Сценические микрофоны по можно разделить на проводные и беспроводные. Кроме ручных микрофонов в этой группе есть еще гарнитуры, а также петличные микрофоны (лавалье). Эстрадные микрофоны можно также разделить на подгруппы по выполняемой функции. Это могут быть речевые, вокальные, инструментальные микрофоны и микрофоны подзвучки.

Репортерские микрофоны . Сфера применения микрофонов данной группы понятна и без пояснений. Репортерские микрофоны могут быть проводные и беспроводные, ручные, головные гарнитуры и для скрытого ношения. Модели для уличного применения обычно являются направленными, они рассчитаны на применение в ветреную погоду, не боятся низких и высоких температур. В отдельную категорию можно вынести накамерные съемные и несъемные микрофоны.

На фото Rode VideoMic Pro – проводной накамерный микрофон-пушка, имеющий «каблук» для монтажа в штатное посадочное место вспышки.

Студийные микрофоны для ТВ . Здесь широкое применение получили компактные радиомикрофоны-петлички, часто применяются ручные микрофоны стандартного вида, а также головные гарнитуры. Кроме того в ТВ-студиях в ходу настольные микрофоны PZM, которые на профессиональном сленге именуются «таблетки», «лягушки», «планшеты». Они имеют плоскую форму и почти незаметно лежат на столах у дикторов. Их задача фиксировать все звуки над столом. В верхней полусфере они ненаправленные. Нижнюю они не охватывают.

На фото RODE Lavalier – популярная в России модель петличного микрофона. Для тв-шоу, чтения лекций, деловых выступлений.

Студийные вещательные микрофоны . Этот тип микрофона применяется в условиях вещательных студий радиостанций и тв-каналов. Они могут использоваться как для записи программ, так и вещания в прямой эфир. Обычно здесь применяются микрофоны, «заточенные» для работы с обычной речью. Микрофоны такого типа обычно имеют узнаваемый вид, потому что рассчитаны на установку в специальные стойки с амортизирующим подвесом типа «Паук». Нередко у таких микрофонов имеется переключатель, меняющий характеристики направленности. При необходимости такой микрофон может работать в режиме круговой направленности, кардиоиды, суперкардиоиды и «восьмерки».

На фото микрофон Neumann TLM 103 – идеальное решение для нужд вещания. Тихий, хорошо справляется с мощным звуковыми давлением.

Микрофоны для музыкальных студий . Здесь также можно выделить определенные категории устройств. Это речевые, вокальные и инструментальные микрофоны. Эти микрофоны могут выглядеть по-разному. Вокальные и речевые обычно внешне похожи. Они имеют дизайн, позволяющий монтировать их на специальные стойки в держатели с амортизирующими подвесами и с возможностью использования высокоэффективных ветрозащит.

На фото студийный конденсаторный микрофон Audio-Technica AT4050SM в специальном подвесе на амортизирующих растяжках.

Инструментальные микрофоны могут внешне походить и на стандартные студийные вокальные микрофоны, и на обычные сценические. Их особенностью является способность воспринимать детали и нюансы звука при высокой сопротивляемости мощному звуковому давлению. Сопротивляться мощным звукам позволяет встроенный аттенюатор. Он снижает риск перегрузки микрофона.

Типы микрофонов по принципу действия
В практике широкого применения сегодня используются две разновидности микрофонов – динамические и конденсаторные. Каждый тип микрофонов обладает своими преимуществами и недостатками, своими сферами применения.

Динамические микрофоны . В качестве основного элемента, отвечающего за преобразование звуковых волн в электрические колебания, здесь выступает миниатюрный динамик. Волны заставляют колебаться мембрану с катушкой (катушечный микрофон), помещенной в постоянное магнитное поле. Катушка пересекает силовые линии магнитного поля, и в ее обмотках возникают токи индукции. Кроме катушечных есть еще и ленточные микрофоны. Они обычно применяются в студийной записи. В них катушку заменяет гофрированная ленточка из фольги.

Динамические микрофоны не требуют дополнительного питания, могут применяться на эстраде, в репортерской практике в качестве решений для работы под открытым небом. Они не так чувствительны к перепадам температуры и более надежны. Но в качестве звука они уступают конденсаторным.

Конденсаторные микрофоны . За преобразование звуковых колебаний в электрические у таких микрофонов отвечает конденсатор, у которого одна обкладка неподвижная, а вторая выполняет функцию мембраны, то есть может приходить в движение под действием звуковых волн. Конденсатор последовательно подключен к источнику постоянного тока. Мембрана под действием звуковых волн приходит в движение, емкость конденсатора меняется и постоянный ток становится переменным.

Пара подобранных конденсаторных микрофонов sE Electronics RN17ST , способных хорошо справляться с мощным звуковым давлением.

Микрофонам такого типа требуется дополнительное питание - фантомное. Фантомное питание может подаваться от входа нагрузки микшера или усилителя. Есть микрофоны, в которых для этих целей используются батарейки. Обычно для нормальной работы конденсаторным микрофонам требуется фантомное питание с напряжением в 48 В.

Типы микрофонов по пространственным характеристикам направленности
Микрофоны делятся на несколько групп по характеристикам пространственной направленности. Самые распространенные виды направленности - круговая, кардиоида, суперкардиоида и гиперкардиоида.

Микрофоны с круговой направленностью или ненаправленные . В случае с таким микрофоном, совершенно неважно, как расположен источник звука относительно плоскости его диафрагмы. Он даже может находиться в движении. Такие микрофоны могут использоваться для подзвучки сцены, потому что его задача уловить все звуки в пространстве, независимо от того, какое положение в нем занимает источник звука.

Кардиоидный микрофон имеет определенные характеристики направленности. В одной полусфере он одинаково хорошо чувствителен, а в другой его чувствительность падает. Такие микрофоны способны обслуживать один или несколько рядом расположенных источников звука, при этом источники, находящиеся во второй полусфере игнорируются. Такими характеристиками обладают обычные эстрадные и студийные микрофоны для речи и вокала.

Суперкардиоидный микрофон имеет вытянутое поле оптимальной чувствительности. Такие микрофоны называются узконаправленными. Они хорошо принимают звук от одного выбранного источника, игнорируя прочий шумовой фон, однако правильное расположение источника звука относительно плоскости диафрагмы этого микрофона имеет принципиальное значение. Такими микрофонами пользуются репортеры, работающие «в поле», на зашумленных площадках. Схожими характеристиками направленности могут обладать уличные накамерные микрофоны для видео- и фотокамер.

На фото микрофон-пушка суперкардиоидной направленности. Рассчитан на работу в неблагоприятных условиях. Цельнометаллический корпус .

Гиперкардиоидный микрофон или остронаправленный микрофон . Микрофоны такого типа способны воспринимать звук даже от удаленных источником, но его диафрагма должна быть строго перпендикулярна оси, которую можно провести между микрофоном и источником звука. Малейшее отклонение приводит к падению качества звука. Такие микрофоны называют пушками. Ими пользуются репортеры в случаях, когда источник звука удален и приблизиться к нему нет возможности.

Следует четко уяснить себе, что:
универсальных микрофонов не бывает;
хороший микрофон стоит недешево, что бы вам ни говорили продавцы.

Микрофон следует покупать строго под задачи, которые с его помощью предстоит решать. Если требуется записывать барабанные партии, исполняемые на классической акустической установке, то тут нужен не один, а несколько инструментальных микрофонов, изначально готовых к воздействию серьезного звукового давления.

Если есть необходимость записывать лирический вокал, то в данном случае для обеих задач будет достаточно одного хорошего студийного вокального микрофона.


Для живых эстрадных выступлений, для подготовки репортажей с улиц города, для записи интернет-подкастов или переозвуки видео – для всего этого нужно выбирать свой специальный микрофон. Чем чреваты ошибки? В лучшем случае – переплатой. К примеру, можно купить для записи интернет-подкастов дорогой студийный микрофон, для нормальной работы которого потребуется докупать дополнительное оборудование. В результате в Сеть будет выложено цифровое аудио с высокой степенью сжатия, которое при сжатии потеряет то самое качество, за которое вы заплатили деньги. Другой подкастер купит специально «заточенный» под такие нужды микрофон, который стоит в несколько раз дешевле, который подключается напрямую к ПК по USB, потому что уже имеет встроенный аудио-интерфейс. В результате этот подкастер выложит в Сеть аудиоматериал сравнимого качества, но с меньшими заморочками и более скромными денежными расходами.

Другая ситуация: нужен микрофон для вокальных и речевых выступлений под открытым небом. Для теплого времени года хорошо подойдет конденсаторный микрофон, но в условиях низких температур он будет работать неправильно, а то и вовсе сдаст позиции. В таком случае максимально эффективным и надежным решением будет динамический проводной микрофон. В этом случае неправильный выбор сулит не только денежные потери.

Бренд – не показатель качества
Сегодня покупать микрофон, полагаясь только на солидность и авторитет бренда, тоже нельзя. Даже самые крутые производители микрофонов активно вводят в свой ассортимент недорогие модели для массового потребления, и компании, которые недавно выпускали только дорогие и только профессиональные решения, сегодня – разбавляют свой ассортимент недорогими микрофонами для любителей-энтузиастов и домашних студий. Поэтому, покупая недорогой микрофон от бренда с хорошей репутацией, вы рискуете купить не то, что нужно.

Ничего не изменилось: хорошие профессиональные микрофоны как стоили дорого, так и стоят – очень дорого.

Несколько дискредитировало себя и понятие «профессиональный микрофон». Некоторые крупные производители после вывода своих производственных мощностей в Китай среди привычно качественных изделий стали выпускать откровенный ширпотреб, но выглядящий, на первый взгляд, как вполне приличный продукт. Кроме того, появились новые категории микрофонов, нацеленные на решение новых задач, вроде записи речевых программ для интернет-вещания или треков для переозвучки видеороликов. Такие решения недороги, но и хорошего качества звука они не предложат.

Смотрите видео, в котором Андрей BarBQ рассказывает о выборе микрофона :

По конструктивным особенностям микрофоны разделяются на следующие классы : электретные, динамические и конденсаторные. Выбирать определённый тип устройства стоит в зависимости от собственных потребностей.

Электретные являются наиболее дешёвым и распространённым типом. Именно такие устройства устанавливаются в гарнитуру, веб-камеры и даже мобильные телефоны. Большинство электретных микрофонов обладают посредственным качеством передачи звука, из-за чего они могут ощутимо искажать голос или добавлять лишние шумы. Для общения в скайпе или другом мессенджере подобный девайс подойдёт очень хорошо, но для профессиональных задач, например, для домашней звукозаписи, такое устройство использовать не рекомендуется.

Динамические могут выдать высокое качество звука, но они более требовательны к остальной звуковой аппаратуре, да и стоят несколько дороже. Одновременно и достоинством, и недостатком подобных девайсов является работа непосредственно рядом с источником звука (человеческим голосом или музыкальным инструментом). Преимущество в этом очевидное - микрофон значительно меньше ловит посторонние звуки. Но у этого есть недостаток, ведь держать такое устройство необходимо строго прямо перед собой.

Следующим достоинством «динамики» является устойчивость к перегрузкам , благодаря чему подобные микрофоны зарекомендовали себя на концертах или при записи громких музыкальных инструментов.


Конденсаторные микрофоны
могут похвастаться наилучшим качеством передачи звука (практически без искажений), но за это придётся раскошелиться на сам девайс и звуковую аппаратуру. Для работы такого устройства необходима профессиональная звуковая карта с фантомным питанием (48 вольт). Если конденсаторный микрофон просто подключить к материнской плате компьютера, он не заработает.

Интерфейс подключения

В основном в магазинах продаются микрофоны со следующими интерфейсами подключения : 3.5 Jack, XLR и USB.

С разъёмом 3.5 Jack в основном идут электретные или дешёвые динамические устройства. Для более качественных, данный разъём не подходит, он даёт слишком большие наводки, что приводит к лишним шумам.

Комплектуется большинство динамических микрофонов, некоторые электретные и все конденсаторные. Такой провод позволяет избавиться практически от всех шумов и передать максимально качественный звук, но для его подключения потребуется профессиональное оборудование (как минимум внешняя аудио карта).

USB интерфейсом комплектуются все микрофоны со встроенной звуковой картой. Это позволяет не зависеть от звуковой подсистемы компьютера или другого устройства, поэтому такие девайсы нередко рекомендуется новичкам в звукозаписи, не обладающим необходимым оборудованием.

Лучшие модели

Для обычных разговоров по скайпу не существует идеальной модели устройства, для этого подойдёт буквально всё. Выбирать определённые модели стоит уже для более профессиональных целей.

Новичкам в звукозаписи отлично подойдут такие модели, как Samson C01U или Behringer C1U. Оба микрофона конденсаторного типа, подключаются по USB и имеют встроенную звуковую карту, благодаря чему они не требуют дополнительного фантомного питания и покупки дополнительной дорогостоящей техники.

Если же вы желаете записывать громкие музыкальные инструменты или выступать на сцене, вам стоит присмотреться в сторону динамических микрофонов . Одним из наиболее популярных устройств подобного типа является Shure SM58.

© omutsu.ru, 2024
Компьютерные подсказки - Оmutsu